Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 1(5), 2016г. » 13.00.00 Педагогические науки

Таубаева Ш.Т., Иманбаева С.Т. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
[ Скачать с сервера (423.1 Kb) ] 29.03.2016, 10:21

 Шаркуль Таубаевна Таубаева - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета  им. аль-Фараби, Казахстан, г. Астана, E-mail: Taubayeva Sharkul@mail.ru

Сауле Тохтаровна Иманбаева - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая, Казахстан, г. Астана. E-mail: imanbaevast@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения исследовательской компетентности специалистов в области образования как проявление нового осмысления методологической подготовки современных исследователей-магистрантов. Подчеркивается значимость результатов дидактических исследований для развития системы образования. Раскрыта специфика науки и личности педагога–исследователя, обладающей стремлением к научным открытиям и навыками научного изыскания. Представлена матрица дидактических знаний для инновационного понимания сути и смысла современных поисков с учетом тенденции развития методологии науки вообще, методологии дидактики в частности. Определенное внимание уделено исследованиям в виде проектов, методологии социально-гуманитарных поисков. Структурированы основные проблемы, которые разрабатывает дидактика, охарактеризована гуманитарная методология дидактического исследования.

Ключевые слова: логика дидактического поиска, исследовательская компетентность, матрица дидактических знаний, методология дидактического исследования.

 

RESEARCH COMPETENCE OF THE SPECIALIST  IN THE EDUCATION SPHERE

Sharkul Taubaevna Taubaeva - Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of Pedagogics and Educational Management at the Kazakh National  University of al-Farabi, Kazakhstan, Astana. E-mail: Taubayeva Sharkul@mail.ru

Saule Tohtarovna Imanbaeva - Doctor of pedagogical sciences, professor of General Pedagogics at the Kazakh National Pedagogical University named after Abaya, Kazakhstan, Astana, Email: imanbaevast@mail.ru

Annotation. The article considers the basic statements of specialists’ research competence in the education sphere as an expression of the new understanding of methodological training of modern students-researchers.  It emphasizes the significance of the results of educational research for development of the education system.  There has been disclosed specificity of science and the personality of the teacher-researcher who possesses aspirations to getting scientific discoveries and scientific research skills.  There is presented the didactical knowledge  matrix for innovative understanding today essence and purposes of researches, taking into account tendencies of the science methodology development in general, and didactics methodology in particular.  The particular attention is paid to researching in the form of projects, to methodology of social and humanitarian searches. The main problems developed in didactics are structured, is there has been characterized humanitarian methodology of pedagogical research.

Keywords: logic of didactic research, research competence, didactic knowledge matrix, didactic research methodology.

 

Литература:

  1. О науке: Закон Республики Казахстан от 18. 02.. 2011г № 407-IV(с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.)
  2. Агасси Д. Революции в науке - отдельные события или перманентные процессы? // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – С. 136-154. 
  3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. – Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. – 378 с.
  4. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 361- 373, 409-412.
  5. Безуглов И.Г, Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учеб. пособие для аспир. и студ.-дипломников. - М.: Академ. проект, 2008. – 194 с.
  6. Библиотека "Классики науки". http://rutracker.org/ forum/viewtopic.php?p=36593998#36593998.
  7. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). – М.: Политиздат, 1991. – 417 с.
  8. Бунге М. Интуиция и наука. – М.: Прогресс, 1967. – 187 с.
  9. Виноградова Т. В. Этические проблемы творчества учёного: науч.-аналитич. Обзор. – М.: ИНИОН, 1993. – 46 с.
  10. Гадамер X.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  11. Горелов А.А. Концепция современного естествознания: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 347 с.
  12. Громкова М. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 496 с.
  13. Гусев С.С. Наука и метафора. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 152 с.
  14. Егорычев  А.М., Федосеева И.А.  Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. – 2012. – № 8 (52). – С. 167-173.
  15. Егорычев  А.М. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI в. // Социальная педагогика в России: науч.-метод. журнал. – 2014. – № 4. – С. 7-15.
  16. Егорычев  А.М. Мировая система образования как ответ на вызовы XXI века: контекст традиций и инноваций // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. – 2014. – № 1. – С. 26-37.
  17. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / под ред. И.Т. Касавина. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с.
  18. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  19. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика. – М.: Высш. школа, 2007. – 384 с.
  20. Калликота Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 311 – 312.
  21. Конкурсная документация по грантовому финансированию научных проектов на 2015-2017 годы // сайт Комитета науки МОН РК: www.sc.edu.gov.kz.
  22. Мардахаев Л.В. О методологии диссертационного исследования // Аlma mater (Вестник высшей школы). – 2007. – № 6. – С. 28-32.
  23. Мардахаев Л.В. Методология диссертационного исследования и его оценка // Соискатель-педагог. – 2008. – № 3. – С. 19-34.
  24. Мардахаев Л.В. Методология диссертационного исследования и его оценка // Научные исследования в образовании: приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 8. – С. 8-16.
  25. Мардахаев Л.В. Методология диссертационного исследования и его оценка // Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сб. науч. трудов. Вып. 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузовой. – М.: Издат. центр АНОО «ИЭТ», 2014. – С. 97-110.
  26. Мардахаев Л.В.  Методологические основы социальной педагогики // Аlma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 1. – С. 33-42.
  27. Шалыгина И.В. Гуманитарные перспективы педагогики и результаты исследований лаборатории дидактики ИТИиП РАО // http://rcde.ru/method/915.html.
  28. Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2014. – Т. 5. – № 2. – С. 82-91.
  29. Egorychev A.M. National spiritual traditions in the formation of the russian system of education // Russian education and society. – 2011. – Т. 53. – № 5. – С. 12-22. 
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin | Теги: матрица дидактических знаний, дидактический поиск, методология дидактического исследов, исследовательская компетентность
Просмотров: 1246 | Загрузок: 70