Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 2(11), 2017г. » 13.00.00 Педагогические науки

Быков А.К. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (254.5 Kb) ] 01.05.2017, 12:02

Анатолий Карпович Быков - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогического сопровождения последипломного образования ГБОУ МО «Академия социального управления», SPIN-код: 1383-6360; E-mail: akbikov@mail.ru,(Россия,Москва)

Аннотация. В статье лекция обосновывается как инновационная форма учебных занятий в контексте реализации компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе. Раскрыты основные формы педагогического взаимодействия на лекции, характеризующие ее интерактивность: опрос (фронтальный и индивидуальный), дискуссия, групповая (командная) работа. Изложены методические особенности проведения лекции-диалога, лекции-дискуссии, проблемной лекции как частных видов интерактивной лекции. Приведена классификация приемов активизации познавательной активности студентов на лекционном занятии: приемы, способствующие возникновению проблемной ситуации в ходе лекции; приемы повышения познавательного интереса к излагаемому материалу, привлечения к нему внимания; приемы привлечения преподавателем внимания к себе и своей речи. Представлены рекомендации по подготовке преподавателя к интерактивной лекции.

Ключевые слова: лекция, интерактивная лекция, лекция-диалог, лекция-дискуссия, проблемная лекция, высшее образование, познавательная деятельность студента, педагогический прием.

 

INTERACTIVE LECTURE AS A FORM OF EDUCATIONALLESSON SCHOOL TRAINING

Anatoly Bykov  - Doctor of Education, Professor, Chief Researcher of the Scientific and Methodological Center for pedagogical support graduate education GBOU MO "Social Academy of Management",  SPIN-код: E-mail: akbikov@mail.ru, (Russia, Moscow)

Annotation. The article substantiates the lecture as an innovative form of training sessions in the context of the competency approach to the educational process in high school. General forms of pedagogical interaction in a lecture describing its interactivity: poll (frontal and individual), discussion group (team) work. Methodical peculiarities of lectures, dialogue, lectures, discussions, problem lecture how particular types of interactive lectures. A classification of methods of activization of informative activity of students at lectures: techniques that contribute to the problem situation in the course of the lecture; methods of enhancing cognitive interest to the stated material, bringing to his attention; methods of attracting attention to the teacher himself and his speech. Recommendations for the preparation of a teacher to an interactive lecture.

Keywords: lecture, interactive lecture, lecture-dialogue, lecture, discussion, problem lectures, higher education, cognitive activity of students, pedagogical device.

 

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Московского университета, 1988.
  2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении: учебно-методическое пособие. – М.: Военный университет, 2000.
  4. Быков А.К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: монография. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013.
  5. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта //Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: матер. Междун. научно-практ. конф. -2013. - № 7. - С. 129-141.
  6. Егорычев А.М. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ, 2015, № 3(3).
  7. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие / Сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009.
  8. Лишевский В.П. Педагогическое мастерство ученого: О преподавательской деятельности профессора А.П. Минакова. – М.: Наука, 1975.
  9. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебн. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/ [Дата обращения 28.12.2016 г.].
  11. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Сост. Е.И. Сафонова; Отв. редактор В.В. Минаев. – М.: РГГУ, 2011.
  12. Рубинштейн С.Л. Учение И.П. Павлова и психология // Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – С. 167-188.
  13. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analisis of its development / L. Mardakhaev, O. Volenko, I. Fedoseeva, E. Kostina // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria. Sofia, 2016. P. 1219-1226.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin | Теги: лекция-дискуссия, интерактивная лекция, лекция, Высшее образование, проблемная лекция, лекция-диалог, познавательная деятельность
Просмотров: 707 | Загрузок: 46