Евгения Васильевна Кирдяшова - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, wek11@yandex.ru
Жанна Викторовна Шабанова, муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23» г. Саранск, janna_viktorovna@mail.ru
Виктория Геннадьевна Шабанова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный научно-исследовательский университет им Н.П. Огарева, г. Саранск
Людмила Михайловна Земкина, муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23», г. Саранск, zlm2009@yandex.ru
Аннотация. Cтановление личностной саморегуляции на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Важно проследить особенности саморегуляции на каждой возрастной ступени. У младшего школьника готовность самостоятельно регулировать свое поведение основана на ряде новых потребностей, непосредственно связанных с проявлением новой для него роли ученика.
Ключевые слова: учебная деятельность, саморегуляция, рефлексия, готовность младших школьников к саморегуляции учебной деятельности.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 297 с.
- Зобков А. В. Личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности / А. В. Зобков // Ярославский педагогический вестник. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – 2010. – № 3. – С. 235.
- Зобков А. В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения / А. В. Зобков. – Владимир, 2010. – С.10.
- Карпенко З. С. Психологические особенности самоопределения младших школьников : Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / З. С. Карпенко. – Киев, 1989. – 24 с.
- Кирдяшова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в образовательной системе «Школа 2100» / Е. В. Кирдяшова, М. В. Борисова, Л. А. Серикова // Российский научный журнал. – 2011. – № 4 (23). – С. 173 – 178.
- Кирдяшова Е. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100» / Е. В. Кирдяшова, М. В. Борисова, Л. А. Серикова // Процессы модернизации и ценности культуры : материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». – СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2011. – С. 54 – 58.
- Киселевская Н. А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза : автореф. дисс. …канд. психол. Наук / Н. А. Киселевская. – Иркутск, 2005. – С. 5.
- Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопр. психол. – 1995. – № 1. – С. 5–20.
- Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции подростков в учебной деятельности / Н. Ф. Круглова // Психол. журнал. – 2004. – Т.15. – № 2. – 156 – 174.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. – М. : Наука, 2001. – 192 с.
- Полянцева М. В. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике : дис. ... канд. пед. наук : 13.02.02 / М. В. Полянцева. – Самара, 2005. – 219 с.
- Росина Н. Л. Особенности саморегуляции в учебной деятельности первоклассников / Н. Л. Росина // Шестилетние дети : проблемы и исследования. Межвуз. сб. научн. трудов. – Н. Новгород, 2008. – С. 123–132.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
- Шишова А. В. Педагогические условия стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Шишова Анна Викторовна. – Москва, 2000. – 212 с. [Электронный ресурс] Режим доступа к изданию: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-stimulirovaniya-samostoyatelnoi-poznavatelnoi-deyatelnosti-mladshik (12 марта 2012).
- Reid Luc. Improving young children's listening by verbal self-regulation : The effect of model of rule presentation / Luc Reid //S. Genet Psychol. – 2012. – № 4. – P. 447– 461.
|