Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 2(2), 2015г. » 19.00.00 Психологические науки

Батяева Т.А. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ
[ Скачать с сервера (236.3 Kb) ] 22.08.2015, 11:21

Татьяна Александровна Батяева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск), e-mail: tabt2705@mail.ru

Аннотация. Решена проблема стимулирования творческого мышления учащегося и организация управления интуитивным процессом решения нестандартных математических задач. В исследовании рассматривается вопрос о возможных способах развития математической интуиции, соотношении в математическом творчестве логического и интуитивного путей познания. Статья носит междисциплинарный характер. Она может быть интересна философам, педагогам, психологам, методистам. Автор основывается на выводах, полученных А. Пуанкаре, Ж. Адамаром, Д. Пойа, Б. М. Кедровым. Анализируя этапы решения научной проблемы ученым, автор проводит аналогию с процессом решения нестандартной задачи учеником.

Ключевые слова: интуиция, озарение, бессознательная работа, математическое творчество, инициатива, эвристика, творческое мышление.

Литература:

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар; пер. с франц. – М.: Сов. радио, 1970. – 152 с.
  2. Аксютина И. В. Психолого-педагогические и методические аспекты развития интуиции учащихся в подростковом возрасте при обучении математике / И. В. Аксютина, Ю. А. Шуклина // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2014. – Т. 16. – № 5(132). – С. 125–128.
  3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – М.: Аьпина Паблишер, 2015. – 402 с.
  4.  Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В. Ф. Асмус. – М.: Едиториал УРСС, 2011. – 320 с.
  5. Батяева Т. А. Системно-целевой подход в применении эвристических приемов в обучении студентов решению нестандартных задач: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Батяева. – Саранск, 2000. – 203 с.
  6. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге. – М.: Прогресс, 1967. – 186 с.
  7. Кармин А. С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование / А. С. Кармин. – СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2011. – 904 с.
  8. Бычко И. В. Научный поиск / И. В. Бычко, Е. С. Жариков / В кн.: Логика научного исследования. – М., 1965.
  9. Данакари Л. Р. Место интуиции в математике: особенности философско-эпистемологического анализа / Л. Р. Данакари // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2014. –№ 2 (26). – С. 24–40.
  10. Кедров Б. М. День одного великого открытия / Б. М. Кедров. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 640 с.
  11. Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании / А. Л. Литвинова / Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С. 135–150.
  12. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  13. Мазманян М. А. Роль вдохновения в процессе осуществления художественного замыла автора: Конференция по проблеме способностей: Тезисы докладов / М. А. Мазманян. – Л., 1960. – С. 75–77.
  14. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / А. А. Налчаджян. – М.:  Мысль, 1972. –  271 с.
  15. Пойа Д. Как решать задачу / Д. Пойа. – М.: Либроком, 2010. – 208 с.
  16. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. – М: Педагогика, 1976. – 280 с.
  17. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. / А. Пуанкаре; под ред. Л. С. Понтрягина. – М.: Наука, 1990. – 736 с.
  18. Пушкин В. Н. О системности интеллекта / В. Н. Пушкин, В. Г. Шавырина // Вопросы психологии. – 1972. – № 5. – С. 55–65.  
  19. Пушкин В. Н. Эвристика – наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. – М.: Политиздат, 1967. – 272 с.
  20. Султанова Л. Б. Интуиция и эвристика в математике / Л. Б. Султанова // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2. – № 3– С. 237–250.
  21. Шманова Г. А. Дидактические предпосылки организации стимулирования инициатив при решении нестандартных задач / Г. А. Шманова, Т. А. Батяева // Интеграция образования. – 2001. – № 2. – С. 25–27.
  22. Фомина С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов: опыт развития в ФГБОУ «РГСУ»/С.Н. Фомина, Д.В.Лаба// Молодежь и общество. Сборник научных статей. Выпуск 7. – М.: Перспектива. – 2015. – С. 56-62
  23. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. – 145 с.
Категория: 19.00.00 Психологические науки | Добавил: Admin
Просмотров: 741 | Загрузок: 48