Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 3(3), 2015г. » 13.00.00 Педагогические науки

Хайруллин Р.З. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
[ Скачать с сервера (253.4 Kb) ] 24.11.2015, 09:53

Руслан Зинатуллович Хайруллин - доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского нового университета, г. Москва, e-mail: rhairullin@mail.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает литературное чтение как один из основных предметов и системе начального образования, отвечающий за формирование нравственной личности. Утверждается, что именно литература является эффективным комплексным средством, воздействующим на всестороннее развитие личности, формирующим и развивающим эстетические и нравственные чувства человека, его мировоззрение. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с преподаванием предмета «Литературное чтение» в начальных классах школ для коренных народов Севера».

Ключевые слова и выражения: литературное чтение, начальная  школа,  коренные малочисленные народы Севера, личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. 

Литература:

  1. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классической литературы. - СПб: Просвещение, 2003.
  2. Воюшина М.П. Реализация идей поликультурного образования в учебно-методическом комплекте для начальной школы «Диалог» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». М., 2011, № 1, с.101-105.
  3. Вяземский Е., Кишенкова О. Я. - гражданин России // Граждановедение (приложение к «Уч. газ.»). - 1997. - №34. - С. 8.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я. Данилюк, В.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
  5. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. Концепция подготовлена коллективом авторов в составе: Л.Н. Боголюбов (руководитель), А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова, О.В. Кишенкова, Н.Ф.Виноградова, С.И.Козленко, Л.Н.Алексашкина, Н.Н.Петрова, Е.Е. Вяземский // Гражданское образование: учебно-методическое пособие / Сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. Саранск, 2004, с. 37-49.
  6. Концепция «О развитии гражданского образования в России». Авторский коллектив: А.С. Аникеев, Т.В. Болотина, В.П. Пахомов, П.П. Симоненко, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг // Гражданское образование: учебно-методическое пособие / Сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. Саранск, 2004. с.18-36.
  7. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования. - 2010. - №10. - С.55-78.
  8. Кудрявцева Т.С., Шабанова И.Л. Теоретические основы формирования метапредметных результатов в процессе обучения русскому языку.  РЯНШ, 2014, № 3.
  9. Литературное чтение. Рабочая программа для школ для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) (2-4 классы) языком обучения. Составитель Е.А. Хамраева // Рабочие программы. Литературное чтение. 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 2012, с. 262-334.
  10. Марченко О. Культуроведческий и этнокультурный подходы к изучению фольклора народов России. - РЯНШ, 2014, № 1.
  11. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо Министерства образования РФ // Гражданское образование: учебно-методическое пособие / Сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. Саранск, 2004, с. 8-14.
  12. Романова В.Ю. Отражение в содержании обучения  младших школьников русскому языку культурного опыта человечества //Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества. М.- Спб., 2011.
  13. Хайруллин Р.З. Нет народа «хуже» и нет народа «лучше» // Народное образование, 1997, № 1, с. 81.
  14. Хайруллин Р.З., Елесина А.А., Кусарбаев Р.И. Педагогика и психология межнационального  общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2008.
  15. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. 2009. № 3. с. 85-93.
  16. Черкезова М.В. Проблема межкультурной коммуникации в процессе преподавания русской литературы в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения   РЯНШ, 2014, № 3.
  17. Черкезова М.В. Поликультурное образование и проблема диалога культур // Проблемы диалога русской литературы (культуры) с культурами других народов. М., 2012.
  18. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М.: Педагогика, 1981
  19. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде. М.: Дрофа, 2007.
  20.  Шишова И.Е. Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 9 (60). Серия: Гуманитарные науки (филология), с.110-113.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin
Просмотров: 747 | Загрузок: 33