Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 3(7), 2016г. » 13.00.00 Педагогические науки

Валиева Ф.И. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
[ Скачать с сервера (374.8 Kb) ] 11.05.2016, 18:13

Фатима Ивановна Валиева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и перевода Гуманитарного института, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: jf.fairways@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к проблеме социально-профессиональной адаптации молодых специалистов как на уровне интерпретации базовой терминологии, так и на уровне исследовательских тенденций. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в двух наиболее стрессогенных профессиональных областях: образовании и здравоохранении. Анализируются данные по молодым специалистам в сфере профессиональной компетентности, стабильности работы, профессионального служения и вызовов, а также социальной поддержке.

Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, молодые специалисты, профессиональные ожидания, этапы адаптации, факторы адаптации, социальная поддержка.

 

REVISITING THE PROBLEM OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS

Fatima I. Valiyeva - Ph.D., Associate Professor linguistics and translation Humanities Institute,
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg, E-mail: jf.fairways@mail.ru

Abstract. The article covers different scientific approaches on social- professional adaptation among young specialistsand the factors promoting its successfulness. Main objectives of the investigation included theoretical analysis of the contemporary basic terminology as well as present-day research tendencies within socio-professional adaptation phenomenon. Theempirical data, ascertaining how prone to adaptation stress young specialists in education and health protection spheres are, is under analysis in the second part of the research. The following aspects are taken into consideration: professional competencies and expectations, personalized stability and challenges, social support.

Key words: social and professional adaptation, young specialists, professional expectations, adaptation factors and stages, social support

 

Литература:

  1. Бурлаковская Е.С. Социально-профессиональная адаптация специалистов с высшим гуманитарным образованием: Социологический анализ на материалах Санкт-Петербурга. Автореф. дис…канд. социол. наук. – СПб, 2005. –  29 с.
  2. Валиева Ф.И. Резилиантность как фактор социально-профессиональной адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 39-50.
  3. Власова Т.А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 13-22.
  4. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Дис. ... канд. психол. наук. – М. – 2005. –  135с.
  5. Леготина И.М. Профессиональная адаптация как средство формирования конкурентоспособности студентов технического колледжа. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : СПб., 2005 234 c.
  6. Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Ставрополь, 2008. –  29 с.
  7. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учебное пособие. Владивосток: Мор. гос. Ун-т, 2006.–35 c.
  8. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский; ред. Э.Я. Альбрехт. – М.: Горбунок, 1992. – 224 с.
  9. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 476 с.
  10. Редлих С.М. Педагогические основы социльно-профессиональной адаптации учителя. Диссертация на соиск. степени доктора пед. наук. - М. - 1999.
  11. Редько Л.Л.  Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л.Л. Редько, Ю.А. Лобейко. – М.: Илекса.- 2008. – 296 с.
  12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 480 с.
  13. Урманцев, Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) / Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. – 1998. – N12. – С. 21-36.
  14. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально педагогической деятельности в высшей школе. Образовательные технологии и общество. Выпуск 9(6). - С. 265-276.
  15. Cooper, C.L., Dewe, P.L. Organizational stress: a review and critique of theory, research and Applications. – London, Sage Publications. 2001. 288 p.
  16. Cobb, S. Social support as a moderator of life stress. PsychosomaticMedicine, 5. 1976. p. 300-314.
  17. House, J.S. Work Stress and Social Support. – Addison-Wesley Educational Publishers Inc. 1981. 156 p.
  18. Sameroff A., Gutman L. M., Peck S.C. Adaptation among  youth facing multiple risks: Prospective research findings. In S.S.Luthar (Ed.), Resilience and vulnerability: Adaptation in the context of childhood adversities. New-York, NY: CambridgeUniversityPress. 2003. P.364-392. 
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin
Просмотров: 348 | Загрузок: 26