Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 4(8), 2016г. » По материалам конференции |
[ Скачать с сервера (376.9 Kb) ] | 28.06.2016, 09:08 |
Оксана Николаевна Комарова - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва, e-mail: okomarova2009@yandex.ru Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния стиля детско-родительских отношений на развитие самосознания ребенка дошкольного возраста. Важнейшая роль родителей в развитии самосознания и личности ребенка заключается в сообщении ребенку сведений о его качествах и возможностях; объективной оценке деятельности и поведения ребенка; формировании ценностей, критериев, эталонов, на основании которых ребенок сможет оценивать себя самостоятельно; побуждении ребенка к анализу своих действий и поступков. Установлено соотношение типов детско-родительских отношений, используемых современными родителями дошкольников; выявлены различия в типах родительского отношения матерей и отцов; обнаружены как положительные, так и отрицательные корреляционные связи показателей уровней самооценки, особенностей образа Я ребенка с типом детско-родительских отношений в семьях дошкольников. Автор выделяет условия, необходимые для существования гармоничных детско-родительских отношений. Подтверждена гипотеза: стиль родительского воспитания, характеризующийся эмоциональным принятием ребенка, построением взаимодействия, основанном на сотрудничестве, дисциплине и уважении способствует развитию личности ребенка дошкольного возраста. Ключевые слова: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, конструктивное общение, самосознание, самооценка, личностное развитие.
THE INFLUENCE OF UPBRINGING CHARACTER ON PERSONAL DEVELOPMENT OF A CHILD O. Komarova - сandidate of psychology Moscow City Teacher Training University, Moscow, e-mail: okomarova2009@yandex.ru Annotation. The results of empirical research on how the style of parent-child relationships influences the development of child's self-knowledge in a preschool age are considered in the article. The crucial parents' role in development of child's personality and self-knowledge is constituted in informing a child about his/her characteristics and opportunities; an objective evaluation of child's activities and behavior; formation of values, criteria, etalons with which the child could evaluate him/herself independently; motivating the child to analyze his/her actions and discussions. The ratio of the child-parent relationships types practiced by contemporary parents of preschoolers is defined; the diversity in types of parental relationship between fathers and mothers is revealed; positive as well as negative correlations between the level of self-esteem, features of “I” image of a child and a type of child-parent relationships in the families of preschoolers were discovered. The author highlights conditions necessary for the establishment of harmonious child-parent relationships. The hypotheses is confirmed: the style of upbringing practiced by parents, characterized by emotional acceptance of a child, establishment of interaction based on cooperation, discipline and respect, is fruitful for personality development of a child of a preschool age. Keywords: style of upbringing, child-parent relationships, constructive communication, self-esteem, personal development.
Литература:
| |
Категория: По материалам конференции | | |
Просмотров: 1129 | Загрузок: 59 |