Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 4(8), 2016г. » По материалам конференции

Комарова О.Н. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
[ Скачать с сервера (376.9 Kb) ] 28.06.2016, 09:08

Оксана Николаевна Комарова - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва, e-mail: okomarova2009@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния стиля детско-родительских отношений на развитие самосознания ребенка дошкольного возраста. Важнейшая роль родителей в развитии самосознания и личности ребенка заключается в сообщении ребенку сведений о его качествах и возможностях; объективной оценке деятельности и поведения ребенка; формировании ценностей, критериев, эталонов, на основании которых ребенок сможет оценивать себя самостоятельно; побуждении ребенка к анализу своих действий и поступков. Установлено соотношение типов детско-родительских отношений, используемых современными родителями дошкольников; выявлены различия в типах родительского отношения матерей и отцов; обнаружены как положительные, так и отрицательные корреляционные связи показателей уровней самооценки, особенностей образа Я ребенка с типом детско-родительских отношений в семьях дошкольников. Автор выделяет условия, необходимые для существования гармоничных детско-родительских отношений. Подтверждена гипотеза: стиль родительского воспитания, характеризующийся эмоциональным принятием ребенка, построением взаимодействия, основанном на сотрудничестве, дисциплине и уважении способствует развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, конструктивное общение, самосознание, самооценка, личностное развитие.

 

THE INFLUENCE OF UPBRINGING CHARACTER ON PERSONAL DEVELOPMENT OF A CHILD

O. Komarova - сandidate of psychology Moscow City Teacher Training University,  Moscow, e-mail: okomarova2009@yandex.ru

Annotation. The results of empirical research on how the style of parent-child relationships influences the development of child's self-knowledge in a preschool age are considered in the article. The crucial parents' role in development of child's personality and self-knowledge is constituted in informing a child about his/her characteristics and opportunities; an objective evaluation of child's activities and behavior; formation of values, criteria, etalons with which the child could evaluate him/herself independently; motivating the child to analyze his/her actions and discussions. The ratio of the child-parent relationships types practiced by contemporary parents of preschoolers is defined; the diversity in types of parental relationship between fathers and mothers is revealed; positive as well as negative correlations between the level of self-esteem, features of “I” image of a child and a type of child-parent relationships in the families of preschoolers were discovered. The author highlights conditions necessary for the establishment of harmonious child-parent relationships. The hypotheses is confirmed: the style of upbringing practiced by parents, characterized by emotional acceptance of a child, establishment of interaction based on cooperation, discipline and respect, is fruitful for personality development of a child of a preschool age.

Keywords: style of upbringing, child-parent relationships, constructive communication, self-esteem, personal development. 

 

Литература:

  1. Бокуть  Е.Л., Губина Е.В. Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета // Вестник практической психологии образования. – М. 2010. –  № 2. – С. 64-68.
  2. Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета // Вестник практической психологии образования. – Москва, 2010. –  № 3. –  С. 42-51.
  3. Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие. – М.:  МГПУ, 2009. – 106 с. 
  4. Губина Е.В. Трудности общения учителя с учащимися: эмоциональный аспект // Современные гуманитарные исследования. – Москва, 2009. – №1. – С.170-172.
  5. Иванов А.В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности  // Вестник МГОУ. – 2014. – № 4. – С. 103-111.
  6. Комарова, О.Н. Социальное здоровье как жизненный потенциал личности // Матер. V Междунар. научно-практической конф. «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи». – Краснодар: научно-издательский центр “Априори”. – 2014. – С. 41-46. 
  7. Львова С.В. Педагогическая психология: учебное пособие. – М., 2010.
  8. Львова С.В. Учебно-методическое пособие по возрастной психологии. – М., МГПУ, 2006.
  9. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Асоциально криминальное поведение подростков: причины и особенности // Психология в управлении, политике и праве. – М.: Академия управления МВД России , 2003. – 272 с. - С. 220-224.
  10. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. Психологические грани семьи: учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ОнтоПринт, 2015. – 398 с.
  11. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. - № 5. - С. 97-107.
  12. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М. 2005.
  13. Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе // «Системная психология и социология». – Москва, 2011. – № 3. – С. 67-77.
Категория: По материалам конференции | Добавил: Admin
Просмотров: 1129 | Загрузок: 59