Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 5(9), 2016г. » 13.00.00 Педагогические науки

Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОТРЕБНОСТЯХ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
[ Скачать с сервера (322.3 Kb) ] 26.12.2016, 11:16

Тамара Керимовна Ростовская - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодёжью Российского государственного социального университета, г. Москва, E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru.

Янина Васильевна Шимановская - кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий Российского государственного социального университета, г. Москва, E-mail: ya1873@yandex.ru

Аннотация. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от уровня предоставляемой помощи, комплекса мероприятий и технологий, используемых специалистами при работе с детьми. В соответствии с этим, работа должна включать социальные, медицинские, психологические, педагогические технологии, направленные на компенсацию снижения или утраты тех или иных функций, а также меры по оказанию помощи адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество. Результаты изучения потребностей семей позволяют специалистам  реабилитационных центров организовывать социальную работу с детьми с ограниченными возможностями и их родителями более эффективно.

При проведении нашего исследования был выявлен ряд наиболее значимых проблем: недостаточный объем предоставляемой медицинской и правовой помощи, отсутствие информации у родителей о правах ребенка; не достаточное количество квалифицированных специалистов, которые бы вели работу с семьей; изолированность ребенка-инвалида от общества и сверстников, что сказывается на дальнейшем его развитии.

В семье, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья зачастую возникают проблемы получения образования детьми, гиперопека больного ребенка, встречаются также проявление агрессии и упрямство со стороны ребенка. В таких ситуациях родителям бывает нелегко справиться с данной проблемой и поэтому необходимо правильно выбрать тактику поведения и пути решения возникшей проблемы, т.к. в дальнейшем это может повлиять на психологический климат  и атмосферу семьи.

В статье рассмотрен практический опыт мониторинга потребностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в Архангельской области.

Ключевые слова: детская инвалидность, семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социальные технологии, реабилитация.

 

UNDERSTANDING OF THE NEEDS OF FAMILIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES (FOR EXAMPLE THE REHABILITATION CENTER "SPRING")

Tamara Rostovskaya - doctor of sociological Science, professor, professor of organization of work with young people of the Russian state social university, Moscow

Yanina Shimanovskaya - candidate of sociological Sciences, associate professor, head of chair of social technologies of the Russian state social university, Moscow

Annotation. The quality of life of children with disabilities depends largely on the level of assistance, range of activities and techniques used by specialists when working with children. In line with this, work should include social, medical, psychological, pedagogical technologies, directed on compensation of a reduction or loss of certain functions, as well as measures to assist the adaptation and integration of disabled children into society. The results of a study of the needs of families allow the specialists of rehabilitation centers to organize social work with children with disabilities and their parents more efficiently.

When conducting our research identified a number of the most significant problems: insufficient amount of medical and legal assistance, lack of information for parents on the rights of the child; not a sufficient number of qualified professionals who have been working with the family; isolation of disabled child from society and peers, which affects its further development.

The family takes care of a child with disabilities often have problems of education of children, Hyper sick child, there are also the manifestation of aggression and stubbornness on the part of the child. In such situations, parents can be difficult to cope with this problem, and therefore we must choose the right tactics and ways to solve the problem, because in the future it may affect the psychological climate and family atmosphere. The article presents practical experience of monitoring of the needs of families of children with disabilities in the Arkhangelsk region.

Key words: children's disability, families with children with disabilities, social technologies, rehabilitation.

 

Литература:

  1. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. 2005. - №2. - С. 58-66.
  2. Буторина Т.С., Великолуг А.Н., Лопатина Я.В. Интегративное педагогическое сопровождение как фактор позитивной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //  Паллиативная медицина и реабилитация. 2004. - № 2. - С. 76a-76.
  3. Буторина Т.С., Великолуг А.Н., Лопатина Я.В. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями // Экология человека. 2006. - № 1. - С. 55-60.
  4. Козловская С.Н., Шимановская К.А. Профессиональная ориентация детей-инвалидов: сб. научн. статей «Профессионализм и творчество в социальной работе. – М., 2016. - С. 116-123.
  5. Козловская С.Н., Шимановская К.А. Роль специалиста социальной работы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. научн. статей «Профессионализм и творчество в социальной работе. – М., 2016. - С. 144-149.
  6. Лопатина Я.В. Социальная адаптация и мультидисциплинарная реабилитация детей с ДЦП (по матер. Архангельской области): диссер. на соиск. Уч. степ. канд. соц. наук: 14.00.52 / Лопатина Янина Васильевна. - Архангельск, 2006. – С. 152.
  7. Лопатина Я.В. Социальные аспекты жизнедеятельности и реабилитации детей с церебральным параличом // Экология человека. 2006. - № 4 S1. - С. 90-92.
  8. Решетников А.В. Медико-социологические представления о моделях болезни и здоровья / А.В. Решетников // Социология медицины. 2003. - № 2. - С. 3-18.
  9. Ростовская Т.К. Социальная работа с молодежью // Практическое пособие; – 2-е изд., доработанное.- М.: ВНИИ геосистем. 2013. – 622 c.
  10. Сарычев А.С., Шимановская Я.В. Трудоустройство молодых инвалидов: проблемы и перспективы направления деятельности социального работника: сб. научн. статей «Социальная работа: проблемы и перспективы». – М., 2016. - С. 103-117.
  11. Юрковский Э. Дети-инвалиды // Социальное обеспечение. 2005. -№2. - С. 19-20.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin | Теги: семьи с детьми с ограниченными возм, детская инвалидность, социальные технологии, реабилитация
Просмотров: 774 | Загрузок: 52