Главная » Статьи » Статьи |
Индивидуализация обучения как метод внедрения личностно-ориентированных образовательных технологий в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста.
С.В. Бош , мастер производственного обучения, ГБОУ СПО МОУ «МОГКТЭП»
Труд студента - его учёба, следовательно, работу необходимо организовать так, чтобы у каждого учащегося вырабатывалась привычка оптимально применять свои знания.
Исследованиями ещё советских психологов установлены индивидуальные различия, как в общих, так и в специальных способностях учащихся, в уровне умственного развития вообще. Согласно педагогической психологии и дидактики основным источником умственного развития студентов является обучение, которое может быть развивающим лишь в том случае, если оно опирается на развитие каждого учащегося. Необходимым условием развивающего обучения является активизация учебной программы. В педагогической литературе описаны различные методические приёмы и средства активизации. Но активизация деятельности студента возможна только с помощью таких заданий, которые соответствуют его умственным способностям на данном этапе развития. Из фундаментальных исследований психологов вытекает, что необходимым условием развивающего обучения является всесторонний учёт индивидуальных черт и различий студентов в учебной работе, т.е. индивидуализация обучения, которую нельзя путать с понятием «дифференциация» обучения. Дифференциация предполагает учёт индивидуальных особенностей при помощи различных учебных планов и учебных программ, создание специализированных классов и школ. А индивидуализация подразумевает учёт индивидуальных особенностей студентов, влияющих на процесс обучения. Основная цель индивидуализации - повышение успеваемости. Фронтальная система самостоятельной работы, вытекающая из характера обучения - единых программ, общих источников знаний и способов их передачи, при всех её неоспоримых преимуществах и достоинствах содержит в себе серьёзное противоречие потому, что условия работы для всех одни, но не все одинаково справляются с одним и тем же заданием и усваивают материал по разному: в различном темпе, с разной глубиной и прочностью. А это значит, что индивидуальный подход просто необходим в процессе учебно-познавательной деятельности. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт тех особенностей учащихся, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Это могут быть психологические (внимание, воля, тип нервной системы), социальные (семья, быт, положение в коллективе), физические (дефекты речи, зрения) свойства. Помимо умственных способностей, в обучении проявляются специальные способности- способности к отдельным предметам. Это значит, что учащиеся отличаются по уровню и структуре способностей, а также самими возможностями развития способностей. Следовательно, невозможно включать всех учащихся разных способностей в работу посредством выполнения одинаковых для всех заданий. Умение самостоятельно работать проявляется при выполнении заданий без посторонней помощи при прохождении нового материала, выделении в нём существенного, при обобщении нового с раннее изученным. Как правило, составители программ по различным учебным предметам предусматривают, что последующие сведения, предлагаемые программой, всегда опираются на предыдущие. Главная цель, стоящая перед составителями программ - обеспечение обязательного уровня знаний, умений и навыков студентов. Но ведь ясно, что в знаниях студентов есть различия. Причём уровень знаний определяется не только знаниями, приобретёнными по пройденной программе, но и знаниями, полученными из различных источников, или по другим предметам. Если студент владеет этими знаниями, то усвоение данного предмета будет более успешным, а степень владения знаниями определяет индивидуальные различия в знаниях, навыках, умениях. Ведь все учащиеся различаются по характеру интересов, а некоторые из них вообще нуждаются в индивидуальном педагогическом воздействии.Словом, сущность индивидуального подхода состоит не в приспособлении программ и общих требований обучения к особенностям каждого студента, а в разработке индивидуального педагогического воздействия на них. Индивидуализация предполагает работу с учащимися не по разным планам и учебным программам, а особым образом организованную деятельность для овладения единым программным материалом. Индивидуализация самостоятельной работы может применяться на каждом уроке, но мера и форма её проявления, конечно, зависят от цели урока, контингента студентов, трудности учебного материала. Причём это должен быть не разовый подход к студентам, а совокупная система средств обучения. Только тогда это приведёт к повышению уровня знаний, развитию учащихся с разными учебными возможностями. Исходя из всего сказанного, можно сделать вводы:
Приемы индивидуального подхода к студентам на занятиях по экономическим дисциплинам (из практического опыта) Каждый учащийся при выполнении задания, в зависимости от уровня знаний, решает его доступными ему приёмами и способами. Причём степень моего индивидуального руководства в каждом конкретном случае неодинакова в одних случаях достаточно общего указания на способ выполнения задания: в других есть необходимость разделить задание на последовательные этапы: в третьих приходится задавать ряд дополнительных вопросов, чтобы направить ход мыслей, рассуждений в нужном направлении, т.е. учитываются индивидуальные возможности каждого студента. Конечно, при этом соблюдается ряд условий: 1)задания предлагаются последовательно, т.е. на основе пройденного, затем закрепление, повторение, применение; 2) задания должны быть достаточно сложными, требовать умственного напряжения, но посильные; 3) задания должны быть разнообразными; 4)необходимо учитывать темп работы студента. Для того, чтобы помочи слабыми учащимся, даётся дополнительная информация, в случае затруднений - страницы специальной литературы, параграфы, таблицы. На практике используются три приёма индивидуализации, применяемые в виде заданий для самостоятельной работы;
| |
Просмотров: 980 | |
Всего комментариев: 0 | |