Главная » Статьи » Статьи

Бош С.В. Индивидуализация обучения как метод внедрения личностно-ориентированных образовательных технологий

Индивидуализация обучения как метод внедрения личностно-ориентированных образовательных технологий в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста.

 

С.В. Бош ,

мастер производственного обучения,

ГБОУ СПО МОУ «МОГКТЭП»

 

Труд студента - его учёба, следовательно, работу необходимо организовать так, чтобы у каждого учащегося вырабатывалась привычка оптимально применять свои знания.

 

    Исследованиями ещё советских психологов установлены индивидуальные различия, как в общих, так и в специальных способностях учащихся, в уровне умственного развития вообще. Согласно педагогической психологии и дидактики основным источником умственного развития студентов является обучение, которое может быть развивающим лишь в том случае, если оно опирается на развитие каждого учащегося. Необходимым условием развивающего обучения является активизация учебной  программы. В педагогической литературе описаны различные методические приёмы и средства активизации. Но активизация деятельности студента возможна только с помощью таких заданий, которые соответствуют его умственным способностям на данном этапе развития. Из фундаментальных исследований психологов вытекает, что необходимым условием развивающего обучения является всесторонний учёт индивидуальных черт и различий студентов в учебной работе, т.е. индивидуализация обучения, которую нельзя путать с понятием «дифференциация» обучения.

   Дифференциация предполагает учёт  индивидуальных особенностей при помощи различных учебных планов и учебных программ, создание специализированных классов и школ. А индивидуализация  подразумевает учёт индивидуальных особенностей студентов, влияющих на процесс обучения. Основная цель индивидуализации - повышение  успеваемости. Фронтальная система самостоятельной работы, вытекающая из характера обучения - единых программ, общих источников знаний и способов их передачи, при всех её неоспоримых преимуществах и достоинствах содержит в себе серьёзное противоречие потому, что условия работы для всех одни, но не все одинаково справляются с одним и тем же заданием и усваивают материал по разному: в различном темпе, с разной глубиной  и прочностью.  А это значит, что индивидуальный подход просто необходим в процессе учебно-познавательной деятельности.

   Принцип индивидуального подхода предполагает учёт тех особенностей учащихся, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Это могут быть психологические (внимание, воля, тип нервной системы), социальные (семья, быт, положение в коллективе), физические (дефекты речи, зрения) свойства.

   Помимо умственных способностей, в обучении проявляются специальные способности- способности к отдельным предметам. Это значит, что учащиеся отличаются по  уровню и  структуре способностей, а также самими возможностями развития способностей. Следовательно, невозможно включать всех учащихся разных способностей в работу посредством выполнения одинаковых для всех заданий.

   Умение самостоятельно работать проявляется при  выполнении заданий без посторонней помощи при  прохождении нового материала, выделении в нём существенного, при обобщении нового с раннее изученным. Как правило, составители программ по различным учебным предметам предусматривают, что последующие сведения, предлагаемые программой, всегда опираются на предыдущие. Главная цель, стоящая перед составителями программ - обеспечение обязательного уровня знаний, умений и навыков студентов. Но ведь ясно, что в знаниях студентов есть различия. Причём уровень знаний определяется не только знаниями, приобретёнными по пройденной программе, но и знаниями, полученными из различных источников, или по другим предметам. Если студент владеет этими знаниями, то усвоение данного предмета будет более успешным, а степень владения знаниями определяет индивидуальные различия в знаниях, навыках, умениях. Ведь все учащиеся различаются по характеру интересов, а некоторые из них вообще нуждаются в индивидуальном педагогическом воздействии.Словом, сущность индивидуального подхода состоит не в приспособлении программ и общих требований обучения к особенностям каждого студента, а в разработке индивидуального педагогического воздействия на них. Индивидуализация предполагает работу с учащимися не по разным планам и учебным программам, а особым образом организованную деятельность для овладения единым программным материалом.

  Индивидуализация самостоятельной работы может применяться на каждом уроке, но мера и форма её проявления, конечно, зависят от цели урока, контингента студентов, трудности учебного материала. Причём это должен быть не разовый подход к студентам, а совокупная система средств обучения. Только тогда это приведёт к повышению уровня знаний, развитию учащихся с разными учебными возможностями.

   Исходя из всего сказанного, можно сделать вводы:

  1. Обучение будет развивающим только в том случае, если будет приспособлено к уровню развития каждого студента;

  2. Развивающие задания должны предполагатьналичие вариантов заданий различной степени трудности.

Приемы индивидуального подхода к студентам на занятиях по экономическим дисциплинам (из практического опыта)

Каждый учащийся при выполнении задания, в зависимости от уровня  знаний, решает его доступными ему приёмами и способами. Причём степень моего индивидуального руководства в каждом конкретном случае неодинакова в одних случаях достаточно общего указания на способ выполнения задания: в других есть необходимость разделить задание на последовательные этапы: в третьих приходится задавать ряд дополнительных вопросов, чтобы направить ход мыслей, рассуждений в нужном направлении, т.е. учитываются индивидуальные возможности каждого студента.

   Конечно, при этом соблюдается ряд условий: 1)задания предлагаются последовательно, т.е. на основе пройденного, затем закрепление, повторение, применение; 2) задания должны быть достаточно сложными, требовать умственного напряжения, но посильные; 3) задания должны быть разнообразными; 4)необходимо учитывать темп работы студента. Для того, чтобы помочи слабыми учащимся, даётся дополнительная информация, в случае затруднений - страницы специальной литературы, параграфы, таблицы.

На практике используются три приёма индивидуализации, применяемые в виде заданий для самостоятельной работы;

  1. Задания на выбор: из двух-трёх заданий студент может выбрать сам и выполнить его. При этом создаётся ситуация, вынуждающая его оценить каждый вариант, проанализировать знания, рассчитать свои возможности, принять решение. Задания могут быть как одинаковой, так и разной степени трудности. Методика применения заданий на выборнаправлена наовладение учащимися способами самостоятельного приобретения знаний, выработку мотивов при выборе того или иного варианта, воспитывает интерес к предмету, развивает умение оценить свои же результаты учебной деятельности.
  2. Добровольные задания, т.е. необязательные для выполнения, но их выполнение говорит о самой высокой степени самостоятельности. Эти задания дополняют основные разделы программы. В этом случае студент сам проявляет инициативу, находит задание и выполняет его.

       Кроме того на своих уроках я использую групповую форму обучения, когда студенты выполняют задания, разбившись на группы по 5-7 человек. Получив задание, студенты выполняют его способом, при котором преподавателю виден личный вклад каждого участника группы.  Применяется метод прямой мозговой атаки, «когда высказывается ряд мнений, а принимается во внимание лучшие из их (Акимов В. «Основы эконмических знаний», с 223-225), таким образом, происходит взаимосвязь групповой и индивидуальной работы.

    Чтобы выполнение задания было успешным, преподаватель должен ясно, чётко и лаконично его сформулировать, оговорить цель задания. Необходимо побудить студентов к поиску правильного ответа, а это прямой путь к осмыслению самостоятельной работе; стимулирующий его делать выводы и обобщения.

       Вначале, когда студенты только приобретают навыки самостоятельной работы, задание должно быть предельно ясно и разграничено: что и как делать, на что обратить внимание, с чего начать(своего рода алгоритм выполнения).  А потом уже можно доверить работу с дополнительным материалом и дополнительной литературой.

      Так, студенты под руководством преподавателя постепенно овладевают навыками самостоятельной работы. А это, прежде всего труд преподавателя, который должен наблюдать за развитием каждого студента, так как самостоятельная  работа студентов – основа индивидуального подхода в процессе обучения.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (21.01.2015)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]