Главная » Статьи » Статьи

Ткаченко Л.К., Аверьянов И.А. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей младшего подросткового возраста

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ   

Л.К. Ткаченко,

магистрант СИ МГПУ

А.И.Аверьянов,

к.п.н., доцент СИ МГПУ

 

Проблема морали  и  нравственности находится в центре внимания философов и ученых, светских и духовных деятелей с древних времен. Мораль определяется как одна из форм общественного сознания, как социальный институт, который выполняет  функцию регулирования поведения людей во всех областях жизни общества. С самого рождения человек оказывается в сфере социальных отношений, которые в значительной мере характеризуются нравственными отношениями, как к обществу, так и к самому себе. Весь ход развития ребенка происходит в социальной среде, которая в значительной степени определяет формирование его личности.  Это конкретные условия, окружение не только материальных предметов и духовной культуры, но и людей и отношений между ними. Все это представляет собой и разные условия психологического развития. Другими словами, «одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы,  в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному» [3, с. 25].

Кризисные периоды развития любого общества очень часто сопровождаются кризисными явлениями во всех сферах общественной жизни. Конкретные исторические условия  влияют и на воспитание и образование как на общественные явления, которые представляют собой социально-исторический процесс включения новых поколений людей в жизнь общества (общественно-производственную деятельность, быт, отношения между людьми), т.е. в процесс социализации. Поскольку  обучение и воспитание имеют своё объективное назначение в любом обществе (обеспечивать преемственность поколений, полноценное функционирование общества, соответствующий уровень развития личности), то на всех  этапах индивидуального развития ребенка они становятся важнейшими факторами формирования основополагающих принципов и приоритетов гражданского воспитания.

Усваивая нравственные нормы, так же как и овладевая различными способами  деятельности, дети становятся представителями  той или иной культуры, а воспитание и образование призваны обеспечивать обществу его воспроизводство. Это говорит о том, что вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер. При этом  социальная, педагогическая и психологическая функции обучения лучше всего объясняют его сущность, и важнейшими в их числе являются: формирование мировоззрения; развитие личности и самостоятельности мышления; развитие творческих способностей (креативности).

Воспитание – это часть системы других общественных явлений жизни общества,  которая испытывает на себе влияние потребности в воспроизводстве производительных сил в условиях определенного экономического базиса конкретного общества, конкретного языка и культуры (этноса) и форм общественного сознания. В самом общем виде можно представить  эти отношения, опираясь на предложенную В.Г. Крысько [3, с. 337] схему, в которой  силы воздействия таких общественных явлений как производительные силы, экономический базис, язык и культура, а также формы общественного сознания являются центростремительными в отношении воспитания, но  мы заменяем в ней стрелки  одностороннего влияния на стрелки взаимовлияния и объединяем образование и воспитание как центр, на  который направлено воздействие этих сил, и как источник ответного воздействия на эти силы.

 Именно вместе обучение и воспитание  обеспечивают общество людьми, которые самым непосредственным образом влияют на прогресс во всех сферах общественной жизни. Уместно вспомнить высказывание Теодора Рузвельта: “Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”.

 Младший  подростковый возраст – это переходный период, когда расширяются источники постановки и решения нравственных проблем, продолжается становление внутренних духовно-нравственных качеств разными путями:  от подражания таким значимым для них взрослым, как родители, учителя до  окружающих их сверстников и старшеклассников.  Это период, когда начинается  осознание  себя не только в предметном,  но и духовном мире, когда происходит становление сферы самосознания, обретение мировоззренческой позиции. Расширяется круг воспринимаемых ими и открытых для обсуждения многих проблем из круга значимых  во взрослой среде. Социальная среда начинает приобретать большое значение для подростка и оказывать заметное влияние на него. Поскольку в этом возрасте дети отличаются впечатлительностью и открытостью разнообразным  влияниям, очень важно иметь педагогические технологии и программы на четко сформулированном теоретическом основании, осторожность и высокую ответственность в деле воспитания вообще и нравственном воспитания подростков младшего возраста в частности.

Личность человека, воспитывающая нравственные начала, должна обладать не только необходимыми знаниями, глубокими духовными качествами, но и своим примером иллюстрировать и демонстрировать нравственную жизнь, нравственные поступки и убеждения.  Сирийско-римский неоплатоник Порфирий (231-304) говорил: «Если философия отличается от жизни того, кто ей обучает, не верь обоим» [4, с. 369].   В реальной жизни «учителями», влияющими на нравственное развитие и воспитание, для ребенка младшего подросткового возраста становятся представители его ближайшего окружения: члены семьи; школьные учителя и специалисты дополнительного образования; психологи  (школьные, социальных служб); литературные и киногерои, герои компьютерных игр, в т.ч. интерактивных (виртуальный мир). Все они в той или иной степени участвуют в нравственном воспитании детей младшего подросткового возраста. При этом все они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, и значит, их роль в нравственном воспитании приобретает исключительно важное значение.

В особой ситуации находятся  дети младшего подросткового возраста, лишившиеся попечения родителей. Эти дети уже получили жесткий психологический стресс от утраты важнейших для них родственников. При этом можно выделить отдельные группы, требующие различных подходов, приемов, методов, стратегий  при осуществлении работы по нравственному воспитанию: дети из благополучных семей; дети из семей зоны риска; дети из маргинальных смей; дети из замещающих семей (благополучных); дети - вторичные сироты; дети из детских домов; дети из исправительных учреждений для малолетних правонарушителей.

Реальная практика и исследования показывают, что нравственные ошибки, совершаемые на старте жизни, очень часто предопределяют не сложившиеся судьбы. Знакомство с нравственными и духовными ценностями и их восприятие на этапе младшего подросткового возраста «предполагают закладку первичного опыта» в нравственной сфере  и на пути  достижения высшего уровня духовно-нравственной культуры, а «забвение или недолжное внимание - к духовному застою, «сердечной» близорукости и эмоциональной глухоте» [1, с. 16]. В любых условиях дети из замещающих семей требуют неординарного подхода, перегруппировки методов и средств психолого-педагогического влияния и воспитания с  учетом соответствующего этапа развития ребенка. Утрата попечения родителей, по сути, кровной семьи (особенно благополучной), где начиналось развитие, обучение и воспитание ребенка, и переход его в замещающую семью всегда становятся событиями, неизбежно вызывающими определенные изменения в мировосприятии, в системе морально-нравственных представлений, приоритетности тех или иных ценностей (как духовных, так и материальных).

Тут как раз нравственное воспитание получает исключительное значение. Это уже не воспитание с чистого лица. Чаще всего это коррекция негативного влияния ситуации, в которой оказался (или достаточно долго находился)  конкретный ребенок, открытие для его восприятия настоящих духовных, нравственных и культурных ценностей, пробуждения в подростке нравственного сознания. Во многих случаях психолого-педагогическое сопровождение таких детей, в т.ч. в замещающих семьях, должно быть скоординировано со всеми участниками работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Необходима единая стратегия. В психолого-педагогической помощи в процессе нравственного воспитания нуждаются и члены замещающих семей, и работники образовательных учреждений.

При наличии согласованности  в работе школьных учителей и психологов, социального педагога, социального психолога, педагогов дополнительного образования можно  достичь положительного результата в деле нравственного воспитания детей младшего подросткового возраста.

В настоящее время, однако, еще очень мало внимания уделяется теме нравственного воспитания детей младшего подросткового возраста и конкретным проблемам и особенностям его осуществления. В том числе проблеме подготовки психологи-педагогических кадров для работы по нравственному воспитанию таких детей.

Литература:

  1. Зелинский К.В. и др. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: Учеб. метод. пособие. – М.: Планета, 2010. - 280 с.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Уч. для студентов высш. пед. уч. заведений: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2.
  4. Таранов П.С. Сокровища дерзаний. – М.: Изд-во «АСТ», 2000. – 480 с.



 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (25.04.2014)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]