Главная » Статьи » Статьи

Шихов Н.А., Егорычев А.М. Патриотическое воспитание в процессе социализации старшеклассников общеобразовательной школы

Н.А. Шихов,

магистрант  СИ МГПУ

            А.М. Егорычев,

д.филос.н., профессор каф. социальной педагогики СИ  МГПУ


 

Патриот - это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей родины и своего народа (Ахундов М.Ф.).

         Сейчас, если спросить у молодых людей, готовы ли они отдать все, что у них есть, ради любви к своему народу, многие бы ответили, что они не пойдут на такие «жертвы» ради Родины, в которой они родились, выросли. И можем задаться вопросом, а почему?!

         Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Это качество закладывается с малых лет, когда ребенок начинает понимать значение слов, как добро и зло, честь и долг, любовь и справедливость. И все эти слова входят в понятия патриотизма. Патриотизм - 1) Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 2) разг. преданность чему-л., горячая любовь к чему- либо [1, с. 235].

         Однако, в современном обществе, стирается понимание значения слова патриотизм. С чем может быть это связанно? Как уже было сказано выше, понимание значимых для нас слов формируется с детства, и то, как происходит закладка фундамента, будет зависеть сама постройка дома. Так же и в том, как родители смогут донести  до ребенка, как важно понимать, что является любить Родину, будет зависеть и понимание самого ребенка о том, как это важно и нужно. Но мы можем просматривать тенденцию, что с каждым годом дети становятся все злей и агрессивней, как по отношению к людям, так по отношению а миру в целом. Это связанно напрямую с воспитанием и сем, что мы закладываем в души наших детей.

         Сейчас на первое место у большинства родителей выходит система наживы. Все больше и больше мы стремимся обогатить наш капитал. Однако мы забываем о самом ценном капитали, что вообще, когда был и будет у нас - это наши дети. Но они предоставлены сами себе. Кто находится на улице и там находит для себя интерес, кто - то день ото дня сидит дома и занимается «ничего неделаньем», кто - то играет в компьютер. Да и сами родители стремятся сделать все, чтобы побыстрей «отвязаться» от ребенка, включив ему телевизор, чтобы только не приставал. А что там показывают- никого не волнует. И изо дня в день ребенок учится жить и вести себя так, как вообще не надо, набираясь жестокости и агрессии, ненависти и отвращения ко всему прекрасному. Но так мы никогда не сможем воспитать в наших детях любовь к Родине. И будет удача, если среди всего этого «моря шлака», кто - то догадается начать вживую общаться с ребенком.

         Патриотическое воспитание включает в целевые, социальный, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, насквозь пронизывая все стороны нашей жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую и так далее. Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [1].

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения никогда не было исключением в важнейших задачах современной школы. Как мы знаем, что детство и юность – это самое благодатное время для просвещения о Родине, ее истории и культурном наследии, для привития священного чувства любви к ней. Здесь рождается единая идея, которая сближает и делает всех равными друг перед другом, а значит, патриотическое воспитание имеет немалую прикосновенность к социализации старшеклассников общеобразовательной школы.

Как родителям, так и учителям нужно постараться, чтобы воспитать из ребенка не монстра, а человека, который понимает, что такое патриотизм, знает, что такое любовь к Родине. А одной теории здесь мало. Нужно, чтобы подростки сами, на своем опыте поняли, что же это такое. А это можно сделать через выходы в город, с подробными рассказами того, как защищали нашу родину, посещением мест боевой славы погибших героев, которые не пожалели своей жизни, только чтобы мы смогли жить счастливо сейчас, это и сами ролевые действия того, как происходили сражения, чтобы на своем опыте почувствовать, как это тяжело и в тоже время прекрасно - защищать свою Родину. А для всего этого и учителя, и родители должны принимать не пассивное, а активное участие в жизни подрастающего поколения.

Литература:

1. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Ефремова Т.Ф. – 2006.

2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004.

3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.

4. Проект ФЗ «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».

5. Троитский В.Ю. «О патриотическом воспитании». газета «Русский Вестник» № 16 (644) 2004.

6. http://www.aforism.su/56.html. Высказывания о патриотизме. http://aphorism-list.com/tema.php? page=patriotizm&tktema=patriotizm. Патриотизм в жизни подростающего поколения.





 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (25.04.2014)
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]