Главная » Статьи » Статьи

Николаева Н.И., Иванов А.В. Развитие духовно - нравственных качеств у детей подросткового возраста


 

Н.И. Николаева,

магистрант  СИ МГПУ

А.В. Иванов,

д.п.н., профессор, зав. каф. социальной педагогики СИ  МГПУ

 

Подростковый период  является не только трудным с точки зрения воздействия на формирование личности. Это переходный период между детством и взрослой жизнью, который характеризуется качественными изменениями в физиологии подростков, связанными с половым созреванием [1].

Формирование и развитие духовно-нравственных качеств важно еще и потому, что подростки уже несут персональную ответственность за свои поступки. От правильности заложенных основ духовности и нравственности может зависеть вся дальнейшее жизнь этих молодых людей. Поэтому следует уделять достаточное внимание каждому подростку, помочь ему сформировать духовно-нравственные качества, которые должны соответствовать общечеловеческим принципам морали [2].

Духовные ценности, которые необходимы для формирования индивида – это милосердие и любовь, честность и справедливость, терпимость и сострадание. Именно они позволят в дальнейшем стать «защитным экраном» любой личности. При этом сами поступки человека, его действия, которые опираются на внутренний духовный мир, и будут являться нравственными [3]. Развитие знаний, навыков, привычек, основанных на духовных ценностях, на нормах поведения и есть главная задача, которая стоит перед духовно-нравственным воспитанием.

В современном мире большое значение стали занимать материальные ценности, отодвигая на задний план вопросы духовности и нравственности. Огромнейшее количество фильмов и компьютерных игр, пропагандирующих насилие, не могут  способствовать многогранному развитию личности подростков. У многих на первый план выходят вопросы личного самосохранения, к которому нередко добавляются вопросы самоутверждения в коллективе и лидерство. Борьба за лидерство  в подростковой среде не должна основываться на отрицании духовной культуры и национальных традиций. В противном случае это может привести  только к падению нравственности и росту преступности.  Именно в этот период формируются идейные ценности. Поэтому общая задача родителей и учителей, чтобы ценности были действительно правильными, а не искаженными.

Жизненные приоритеты, духовные ценности, моральные нормы и нравственные убеждения – вот то ядро, которое должно являться основой каждой личности. Это тот стержень, на который будут в дальнейшем нанизываться профессиональные навыки. Воспитанный и самодостаточный гражданин должен любить свою страну, уважать старших [2].

Подростковый возраст - это переходной период. Одно из предназначений этого периода - помочь  молодому человеку занять достойное место в жизни. Ориентация на духовность и нравственность должна быть не только в школе, но и в семье. Подросток повторяет модель поведения, которую видит. Поэтому очень важным является не только пропагандировать и декларировать духовные ценности, но и постоянно их демонстрировать [3]. Подобные качества не могут появиться в сознании подростка одномоментно. Это длительный процесс развития, который тесно связан со знаниями об устройстве мира, с историей своей страны, с культурой, религией. Мостик в сознании подростка прокладывается, в первую очередь, через гуманитарные дисциплины. И если в  дошкольном возрасте развитие духовно-нравственных качеств начинается с понятий «хорошо» и «плохо», то в подростковом возрасте имеет место твердая убежденность, уверенность в правильности своих поступков. Литературные произведения, рассматриваемые на уроках, несут не только обучающую функцию, а в первую очередь, воспитательную. С их помощью можно глубже понять чувства персонажей, оценить их поступки. Духовные ценности отражают не только внутренний мир человека, но и внешний. Невозможно иметь богатый внутренний мир и при этом вести себя аморально [3].

Механизм формирования и развития духовно-нравственных ценностей должен быть постоянным и максимально естественным. К примеру, не может быть в учебном процессе выделено определенное время, когда учитель формирует и развивает доброту, человеколюбие, помощь близким. А в другое время эти вопросы игнорируются. Акцентирование на этих качествах должно быть постоянным, вне зависимости от классного или внеклассного мероприятия. Педагог в любой момент и в самой разной форме должен привлечь внимание и скорректировать поведение подростка с учетом этих качеств. Формой могут стать не только беседы, но и реальные мероприятия, которые будут иметь цель оказание посильной помощи детям и взрослым, животным и птицам, растениям и деревьям [4].

Вырабатывая свою модель поведения, следует акцентировать внимание на самосовершенствовании и самопознании. Нравственные ценности – это, прежде всего, комплекс правил и установок, которыми руководствуется индивид в своих действиях. Это не только поступки, которые не должны нарушать закон. Это своего рода не писаные, но общепризнанные правила, которые являются нормой поведения в цивилизованном обществе.  Социуму, в котором живет подросток, отводится роль первой скрипки. В зависимости от окружающей среды может быть сформирован духовно и нравственно здоровый индивид. Процесс  воспитания включает развитие духовно-нравственных ценностей индивида через систему общечеловеческих ценностей всего общества. При отсутствии подобного  воспитания или при недостаточном   внимании может быть сформирована  почва для  создания безнравственных личностей, которые не смогут нормально реализовать себя в обществе.

Ценности, которые закладываются в подростках, должны быть, прежде всего, созидательными, которые несут пользу не только для самого индивида в частности, но и общества в целом. Невозможно и не нужно полностью отделять личность от общества. Они взаимосвязаны. В то же время нельзя говорить о самодостаточной личности, которая  будет оторвана от коллектива [2]. Духовно-нравственные качества должны формироваться осознано. Именно от осмысленности тех или иных действий зависит усвоение или не усвоение определенной модели поведения. Для того чтобы это осознание пришло, требуется предложить подростку ситуацию, в которой он должен будет дать нравственную оценку воображаемому товарищу. Первоначально оценить свой поступок или поступок человека, которого подросток знает, он не сможет. На него будут влиять  симпатии или антипатии, робость и многое другое.  Он не может быть объективным, это следует признать как факт. Такая «тренировка» на воображаемом однокласснике станет первой ступенью  в правильном оценивании.  Хотя, к сожалению, теоретическое осмысление поступка, правильный выбор нравственного поведения еще не является залогом того, что в случае подобной ситуации в жизни, подросток изберет именно правильную модель. Как раз для выработки такой модели следует чаще ставить подростков  перед необходимостью анализировать свои и чужие поступки и отрабатывать именно такое поведение, которое будет отражением духовно-нравственных ценностей.

Следует уделять достаточное внимание самооценке подростков. Это важно не для учителя, который услышит, какую оценку дал себе школьник, как он оценил  свое поведение. Это важно, прежде всего, для самого школьника, который сможет осознать, что он личность и наметить план своего самосовершенствования.  Ведение дневников или блогов – это не только краткий календарь событий, в котором излагаются факты. Это мысли, которые способствуют эволюционному развитию личности [5].

Среди методов, способствующих развитию духовно-нравственных ценностей, достаточно внимания должно уделяться просвещению. Чтобы осознать, почему какое-то поведение является недопустимым, следует первоначально досконально разобраться в ситуации. Выяснить причины и мотивы, которые повлияли на поступок. Ответить на вопрос: почему такой поступок вообще имел место быть? Нужно предположить возможность другого развития событий, которое будет опираться на моральные ценности. Следует уделять достаточное внимание анализу тех или иных поступков, давать оценки с позиции нравственности, прогнозировать дальнейшее развитие событий и поведение, не забывая при этом делать соответствующие выводы. Для этих целей подойдет не только проведение ролевых игр, но и глубокое изучение литературных произведений. Важным является не само недопущение поступать неправильно, а еще и умение прокомментировать свои действия и дать им соответствующую оценку с позиций нравственности.   На внеклассных мероприятиях должно уделяться внимание моделированию тех или иных ситуаций и поиску приемлемого, с точки зрения морали, выхода.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека, Москва: Смысл: Эксмо, 2006. – 136 с.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 94 с.
  3. Иванов А.В. Метапедагогика как научная область исследования духовно-ценностного воспитания. Монография. – М. 2012. – 200 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М. 1981. – 183 с.
  5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов пед. профиля. - М.: Академия, 2004. – 512 с.







 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (25.04.2014)
Просмотров: 1024 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]