Главная » Статьи » Статьи

Силяева Н.П. Концептуальные и методические вопросы создания электронных учебных пособий.

 

Н.П. Силяева,

зав. кафедрой электротехнических дисциплин

ГБОУ СПО МО МОГКТЭП

  Содержание образования и его цели не должны зависеть от формы обучения. Форма обучения определяет характер организации учебного процесса. Применение компьютерных средств требует специфической организации познавательной деятельности учеников и выбора методов обучения.

  Следующим важным следствием применения компьютерных средств является использование инновационных методов обучения, которые носят коллективный исследовательский характер. Более того, эти методы принимают активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности.

  При этом обучение относится к классу интенсивных методов, однако использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда ученику предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. система адаптируется под индивидуальные возможности ученика. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

  Роль педагога по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.

Дидактическая концепция обучения, базирующегося на применении компьютерных средств

  Обучение, базирующееся на применении компьютерных средств, отличается от существующих форм (очной и заочной) как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. В его основе лежит дидактическая концепция, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

  1. Процесс обучения базируется на самостоятельной познавательной деятельности ученика.
  2. Познавательная деятельность носит активный характер.
  3. Обучение является личностно-ориентированным.

  Новая форма обучения может применяться как в стенах колледжа, так и за его пределами. Совершенно ясно, что обучение с применением компьютерных технологий приводит в конечном счете к появлению новой парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде. И в этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичный смысл: не важно, где находится источник информации, в соседней комнате или за океаном.

  Термин "дистанционное обучение" родился из стереотипов очной формы образования и первоначально подразумевал отсутствие непосредственного общения ученика с педагогом, что послужило основанием для отождествления его с заочным образованием. На самом же деле речь идет о совершенно новой образовательной среде, которую можно назвать открытым образовательным пространством. И в ней действуют свои законы и правила.

Четыре принципа, обеспечивающие качество

  Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы в ДО, основными субъектами учебного процесса являются ученик и педагог. Соучастие ученика в познавательной деятельности наравне с педагогом есть одно из условий качественного образования и в традиционной системе, и в ДО. Поэтому основным требованием к технологиям дистанционного обучения и педагогическим программным средствам является сохранение преимуществ очной формы при опосредованном обучении. Учет при разработке электронных учебников четырех сформулированных ниже принципов позволяет в максимальной степени удовлетворить этим требованиям:

  • Принцип распределенности учебного материала
  • Принцип интерактивности учебного материала
  • Принцип мультимедийного представления учебной информации
  • Принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого

  Система дистанционного обучения в значительной степени базируется на технической инфраструктуре: компьютере, как инструменте для размещения и представления учебной информации, и компьютерных сетях (локальных и глобальных), как средстве доступа к ней. Поэтому в качестве одного из принципов, которые необходимо учитывать при создании электронных курсов для дополнительного образования, является принцип распределенности учебного материала.

  Информационные учебные ресурсы могут быть разделены на две группы: находящиеся непосредственно у обучаемого (локальные компоненты) и размещаемые на компьютерах учебного центра (сетевые компоненты). Способ размещения информации накладывает определенные требования на технологии создания ресурсов и доступа к ним.

  Локальные компоненты включают в себя не только информацию на компьютерно читаемых носителях (дискетах, CD и т.д.), но и печатную продукцию, а также аудио- и видеозаписи на магнитной ленте.

  Специфика сетевых компонент заключается в том, что доступ к ним может быть регулируемым. Это можно использовать для управления учебным процессом.

  Дистанционное обучение (ДО) как педагогическая технология основано на компьютерных средствах обучения, позволяющих часть учебного процесса осуществлять без явного присутствия педагога. При этом активно используется самостоятельная работа ученика, которая носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

  Принцип интерактивности учебного материала - второй важный принцип, который следует учитывать при разработке учебно-методического обеспечения дистанционного образования. Интерактивность - наиболее важная характеристика компьютерных технологий обучения. Она позволяет практически без потери качества перенести все технологии традиционного обучения на расстояние.

  При дистанционном обучении компьютер становится основным дидактическим инструментом, поэтому вместо разрозненного набора обучающих программ, используемых при очном обучении, нужен цельный интерактивный курс, с достаточной полнотой представляющий всю учебную информацию, содержащий в себе весь набор дидактических средств, применяемых в очной форме обучения.

  Интерактивный мультимедиа-курс позволяет интегрировать различные среды представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудиозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия. Использование мультимедиа позволяет в максимальной степени учесть индивидуальные особенности восприятия информации, что чрезвычайно важно при опосредованной компьютером передаче учебной информации от педагога ученику. Таким образом, третий принцип, который следует учитывать при создании электронного курса - принцип мультимедийного представления учебной информации.

  Большой объем информации требует использования соответствующего носителя. Хорошо отработанная и широко распространенная технология CD-ROM вполне подходит для мультимедиа-курсов.

  Любая новая форма обучения, в том числе и дистанционная, требует создания психолого-педагогической основы, без которой невозможно говорить об успешности и качестве учебного процесса. Особое место при разработке электронного курса занимает проблема технологической реализации учета психофизиологических особенностей обучающегося.

  Объем информации, усваиваемый обучающимся за определенный промежуток времени, сильно варьируется в зависимости от их индивидуальных особенностей. Опытные педагоги "интуитивно" чувствуют настроение аудитории, ее контактность, готовность к восприятию материала и соответственно корректируют ход занятия, компьютер же не может чувствовать эмоциональное состояние человека.

  Основная проблема на пути оптимизации обучения с точки зрения сохранности и развития адаптационных резервов - оценка и коррекция состояния человека в процессе получения новых знаний. Отсюда следует четвертый принцип, который следует учитывать при разработке электронного курса - принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого.

Учебно-методический мультимедиа-комплекс

  Традиционные ТСО (учебный диа-, кино- или видеофильм, учебное телевидение, слайд-шоу, аудиозапись, макеты и модели) ориентированы на пассивный, созерцательный характер усвоения информации. Технологии образования, основанные на компьютерных средствах, позволяют вовлечь обучаемого в процесс активного освоения знаний. Учебный мультимедиа-комплекс - это не только интерактивный гипертекстовый материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в компьютерно-читаемой форме. Для эффективного обучения может оказаться необходимым включение в комплект учебных материалов видео- и аудиокассет, а также печатных материалов (там, где интерактивность не требуется).

  Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

  Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях.

Локальные и сетевые компоненты мультимедиа-курса

  Использование в качестве носителя информации CD-ROM, аудио- и видеокассет и полиграфических материалов позволяет передать ученику всю учебную информацию (в личное распоряжение или через фонды периферийного центра ДО). Однако некоторые компоненты мультимедиа-курса целесообразно размещать на сервере образовательного центра (в частности, когда доступ к ним должен находиться под контролем педагога). Соответственно, можно говорить о локальных и сетевых компонентах курса.

  В качестве сетевых компонент могут быть реализованы, например, контрольные задания и тестирующие средства.

Предоставление доступа к сетевым компонентам

  Доступ к сетевым компонентам может быть обеспечен с помощью телекоммуникационных технологий, которые можно разделить на две группы: on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время.

  Принимая решение о предоставлении учебных материалов через Интернет, необходимо учитывать, что долгое ожидание реакции сервера, разрыв соединения и т.п. ситуации, связанные с использованием on-line технологий (это неизбежно при плохом качестве телекоммуникационных каналов), нарушают нормальный ход учебного процесса и негативно влияют на отношение учащегося к сетевому доступу. Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представления учебной информации.

Электронный курс для дистанционного обучения

  Задача системы ДО - дать географически удаленному от образовательного центра ученику образование, не уступающее по качеству очному. А для этого необходимо обеспечить ему возможность общения с педагогом и максимальный доступ к учебной информации.

  Электронный мультимедиа курс является той информационной основой, на которой строится весь учебный процесс в дистанционном обучении, аналогично тому, как основой очного обучения является лекция. Особенностью электронного учебника является ориентация на развитие навыков самостоятельной работы учеников за счет интерактивности.

Различают три уровня представления в них учебного материала:

  1. Программы, представляемые в виде текстов с контрольными вопросами .
  2. Программы с двухмерной графикой, простым звуковым рядом и логическим анализом ответов.
  3. Интерактивные мультимедиа-программы, содержащие в себе текст, графику, анимацию, видео- и аудиоинформацию.

  Эффективность во многом определяется уровнем представления. Только программы третьего уровня могут претендовать на замену "живого" общения с педагогом. Ученик может активно вмешиваться в ход обучения, искать ответы на возникающие вопросы, осуществлять самоконтроль, получать детальные разъяснения

Электронный курс для дистанционного обучения

  Аудиовизуальное сопровождение позволяет достичь большей наглядности представления материала и способствует более прочному усвоению знаний.

  Давно замечено, что использование аудиовизуальных средств значительно повышает эффективность обучения за счет повышения активности и любознательности ученика, стимулирования эмоционального восприятия и мышления в образной и абстрактно-логической формах. Кроме того, аудиовизуальные фрагменты мультимедиа программы, обладая интерактивными свойствами, вносят в процесс обучения элемент игры, уменьшая утомляемость при изучении курса.

  Важнейшим условием организации познавательной деятельности ученика является также структурирование учебного материала.

  Несмотря на все положительные качества, даже самый совершенный электронный курс не может стать единственным дидактическим средством. Лабораторный практикум, демонстрационный эксперимент, работа с первоисточником остаются теми видами учебной деятельности, где компьютер бессилен. Работа с электронным курсом не может рассматриваться как эксклюзивная форма при дистанционном обучения, она должна сочетаться с традиционными видами учебного процесса.

Структура традиционного учебника

  Традиционный курс строится по линейной схеме. Он разбивается на отдельные модули (параграфы) и предусматривает их последовательное прочтение - от начала и до конца курса - по общей для всех учебной траектории. При этом в каждом модуле ученику одновременно предъявляется материал разной степени важности и сложности (определения, описания, объяснения, примеры и т.д.).

  Линейное изложение материала в лекциях и учебниках не позволяет достичь желаемого результата в обучении. Текст зачастую бывает перегружен дополнительным материалом в виде ссылок и разъяснений и более понятливому ученику, чтобы добраться до истины, приходится тратить время на просмотр уже известного ему материала.

  В компьютерной реализации такой курс фактически превращается в компьютерную "листалку", не имеющую никаких преимуществ перед традиционным бумажным учебником (скорее даже наоборот).

Структура электронного интерактивного учебника

  В электронном курсе материал может быть структурирован благодаря использованию гипертекста - многомерной структуры, пронизанной внутренними связями. Это позволяет отделить основной материал от дополнительного, избавив ученика от лишней работы. Гипертекст позволяет реализовать такую траекторию обучения, которая максимально соответствует способностям ученика и уровню его подготовки, т.е. осуществить принцип индивидуализации обучения, один из основных принципов в образовании. Гипертекст - это текст, содержащий ключевые слова - ссылки на другие тексты. По этому принципу построены энциклопедические словари. Однако в компьютерной реализации ключевые слова (гиперссылки) являются активными элементами, т.е. читающий может, взаимодействуя с ключевым словом (например, с помощью манипулятора "мышь"), перейти к связанному с ним тексту, ознакомиться с ним, а затем либо вернуться к исходному тексту либо, если вызванный по ключевому слову текст также содержит ключевые слова, пойти дальше.

  Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно изменяет структуру и расширяет возможности электронного учебника. Отказ от традиционной "линейной" подачи делает возможным многослойное, многоуровневое распределение учебного материала, при котором на верхнем уровне находится наиболее существенная информация, а доступ к более глубокому уровню предоставляется по запросу ученика. Это позволяет, с одной стороны, облегчить восприятие базовых понятий, а с другой стороны - углубиться в детали с необходимой полнотой.

  Перевод привычного линейного конспекта в гипертекст требует от педагога по-новому взглянуть на свой курс, провести тщательное структурирование информации, выявить связи между различными структурными элементами и возможные траектории изучения курса. Изменение структуры учебника требует и изменения методики преподавания, поскольку, работая с гипертекстом, каждый ученик может выбрать наиболее удобную для него траекторию изучения материала.

Активные элементы гипертекста

  В отличие от очного, дистанционное обучение не привязано к жесткому учебному плану. Текущая проверка знаний может быть проведена по инициативе не педагога, а ученика, когда последний считает себя готовым к тестированию. Включение в электронный учебник вопросов для самопроверки, носящих обучающий характер, позволяет откорректировать учебную траекторию в случае, когда выбранная самостоятельно не обеспечила требуемого уровня усвоения материала.

  В качестве активных элементов гипертекста в электронном учебнике могут выступать не только слова и фразы, но и графические элементы. Кроме того, при обращение к активному элементу может выдаваться не только текстовая, но и аудио- или видеоинформация.

  С таким же успехом может быть запущена и внешняя программа (например, тренажер или компьютерная модель). Более того, гиперссылка может указывать не только на локальные ресурсы (находящиеся на CD, винчестере или сервере локальной сети периферийного учебного центра), но и на ресурсы, находящиеся на сервере образовательного центра или в Интернет.

  Таким образом, в электронном учебнике механизм ключевых слов (гипертекстовых ссылок) расширяется и на другие среды представления информации (в этом случае обычно используется термин "гипермедиа").

  Гипертекст и мультимедиа - тот технологический фундамент, основываясь на котором можно перевести изложение учебного материала на качественно иной уровень, с одной стороны, используя современные информационные технологии, а с другой стороны - сохраняя индивидуальность подачи материала, наиболее ярко проявляющуюся в лекции.

  Вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого ППС является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме педагога, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.

  Определим электронный мультимедиа-курс как комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.

  Электронный курс содержит структурные элементы, различающиеся как по способу доступа к ним (локальные - размещаемые непосредственно у обучаемого и сетевые -доступные с помощью телекоммуникационного оборудования), так и по назначению (обучающие, контролирующие и т.д.). Компоненты, выполняющие в учебном процессе различные функции, имеют свои особенности как по предметному содержанию, так и по технологии реализации.

  Компоненты, образующие электронный курс, имеют неоднозначный характер. С одной стороны, это программный продукт, к которому может быть применен Общероссийский классификатор продукции (ОКП), где программные средства учебного назначения вынесены в отдельный подкласс 50 7000. С другой стороны, это учебное издание, и к нему может быть применен ГOCT 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения." Наконец, компьютерный учебник может быть отнесен к электронным изданиям и, следовательно, попадает под классификацию ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения".

  Используя ГОСТ 7.83-2001, мы можем определить электронный курс в целом как "интерактивное локальное (или сетевое) учебное мультимедийное электронное издание". Следовательно, готовый курс должен содержать требуемые стандартом выходные данные. В соответствии с ГOCT 7.60-90 электронный курс, как учебное издание, может иметь различный статус, отражающий его место в учебном процессе: пособие, наглядное пособие, учебник, учебное пособие и т.д. Наконец, в соответствии с ОКП это может быть обучающая, контролирующая, моделирующая, демонстрирующая или тренирующая программа.

  Нетрудно видеть, что все эти классификации имеют определенные ограничения и взаимные нестыковки. ГOCT 7.60-90 ориентирован только на печатные издания и, следовательно, в применении к электронным изданиям неполон по определению. В ГОСТ 7.83-2001, в числе других, дано определение и электронному учебному изданию, однако в нем не описаны разновидности учебных электронных изданий.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (12.04.2015)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]